Образование

Реализуемый уровень образования: дошкольное образование.

Форма обучения: очная.

Нормативный срок обучения: сроки освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования регламентируются действующей лицензией на право ведения образовательной деятельности.

Язык обучения: русский.

Содержание и организация образовательного процесса детей дошкольного возраста определяется основной общеобразовательной программой дошкольного образования МБДОУ д/с «Родничок» р.п. Мокшан, разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» /под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой/ и дополнительных образовательных программ, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации, а также годовым планом работы.

Документы ДОУ по обеспечению образовательного процесса

лицензия на право ведения образовательной деятельности № 11922 от 12.07.2016 г.

свидетельство о государственной аккредитации от 31.05.2010 г.

Численность воспитанников за счёт местных бюджетных ассигнований — 65 чел.

Краткое описание реализуемой образовательной программы

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок» р.п. Мокшан (далее — МБДОУ) расположено по адресу: 442370, Россия, Пензенская область, р.п. Мокшан, улица Планская, дом № 63.

Режим работы: пятидневная рабочая неделя, продолжительность пребывания детей с 07.30 до 18.00 часов. Деятельность МБДОУ организована с учетом государственных законодательных и нормативных документов, методических рекомендаций, принятых на уровне федеральных, муниципальных органов власти и локальными нормативными актами МБДОУ, регулирующими организацию работы дошкольного учреждения. В МБДОУ функционируют 6 групп: 2 группы для детей раннего возраста и 4 группы для детей дошкольного возраста общеразвивающей направленности.
Основная образовательная программа МБДОУ д/с «Родничок» р.п. Мокшан (далее — Программа) охватывает возраст детей от 1 года до 7 лет.

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования к структуре основной образовательной программы с учетом использования доработанной авторами в соответствии с требованиями ФГОС Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и направлена на создание условий социального развития дошкольников, открывая возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.), сотрудничества с взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития, на создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды. Новизна программы «От рождения до школы» определяется тем, что она является программным документом, помогающим педагогам организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Решение обозначенных в Программе целей и задач возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы, начиная с первых дней пребывания ребёнка в ДОУ.

  • обеспечивает развитие детей дошкольного возраста с учётом их психолого-возрастных и индивидуальных особенностей. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы.

Пояснительная записка раскрывает:

1. Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Достижение целей обеспечивает решение следующих задач:

1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка.
2. Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.
3. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса.
4. Творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса.
5. Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.

6. Уважительное отношение к результатам детского творчества.
7. Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
8. Соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы.

2. Принципы и подходы к формированию Программы.

Содержание образовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

В соответствии с ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ведущими принципами построения содержания являются:

· полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;

· индивидуализация дошкольного образования;

· содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

· поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

· взаимодействие с семьей в форме партнерства и сотрудничества;

· приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

· формирование познавательных интересов ребёнка через его включение в различные виды деятельности;

· возрастная адекватность (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

· учёт этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

3. Содержание психолого-педагогической работы осуществляется по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Конкретное содержание данных образовательных областей зависит от возраста детей и должно реализовываться в определённых видах деятельности:

· в раннем возрасте это предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

· для детей дошкольного возраста это игровая, включая сюжетно¬-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисования, лепки, аппликации), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Вариативная часть учитывает образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их семей и педагогов и представлена следующими парциальными программами:

1. «Наследие». Программа патриотического воспитания дошкольников. М.Ю. Новицкая, Е. В. Соловьева. М.: Линка-Пресс, 2003.
Цель программы: восстановление преемственности в восприятии и освоении традиционной отечественной культуры, формирование основ национального самосознания и любви к Отечеству, воспитание взаимопонимания, уважения и дружбы между людьми разных национальностей, взаимосвязь человека и природы, человека и семьи, человека и общества в целом.

2. «Я-ты-мы». Программа социально-эмоционального развития дошкольников от 3лет до 6 лет. О.М. Князева. М., «Мозаика-Синтез», 2003.Программа состоит из трех основных разделов: «Уверенность в себе», «Чувства, желания, взгляды», «Социальные навыки».

  • программы определяются требованиями, которые предъявляют к воспитанию подрастающего поколения современное российское общество. Будущие граждане должны стать свободными и ответственными, обладать чувством собственного достоинства и с уважением относиться к другим, быть способными на собственный выбор и с пониманием воспринимать мнения и предпочтения окружающих. Дети знакомятся с нормами и правилами поведения, на основе которых в дальнейшем складываются этически ценные формы общения.

3. Программа здоровьесберегающего направления «Основы безопасности детей» (под ред. Р.Стеркиной,О. Л. Князевой, Н. Н. Авдеевой).

Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи — воспитания у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях. Содержит комплекс материалов, обеспечивающих стимулирование в дошкольном детстве (старшем дошкольном возрасте) самостоятельности и ответственности за свое поведение.

Ее цели — сформировать у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни.

4. Содержание коррекционной работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, раскрывается в «Программе дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи» (Филичева Т.В., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. М., 2009). Программа представляет собой способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда, воспитателей, педагога-психолога, специалистов, родителей и ребенка, имеющего речевые нарушения.

Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включая распорядок или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Указывается время для: непосредственно образовательной деятельности (не связанной с одновременным проведением режимных моментов); образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах (во время утреннего прихода детей в образовательную организацию, прогулки, подготовки к приемам пищи и дневному сну и т.п.).

Вариативная часть организационного раздела представлена описанием:

· взаимодействия с семьями воспитанников на основе партнерства и сотрудничества;

· взаимодействия МБДОУ с социальными партнерами.

Взаимодействие с семьями воспитанников

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие» и «социальное партнерство». Сотрудничество — это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Социальное партнерство — особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития. (И.А.Хоменко)

Целью взаимодействия является создание единого образовательного пространства «детский сад — семья», обеспечивающего целостное развитие личности дошкольника, через организацию взаимодействия МБДОУ с семьями воспитанников на основе социального партнерства.

Для реализации данной цели решаются следующие задачи:

1. Создание нормативно-правового обеспечения взаимодействия МБДОУ и семьи на основе законодательных актов федерального, регионального и муниципального уровней.
2. Повышение профессиональной компетентности педагогов МБДОУ по вопросу взаимодействия с семьями воспитанников на основе социального партнерства.
3. Сбор и анализ сведений о родителях (законных представителях) и детях, изучение семей, их трудностей и запросов; выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения.
4. Создание условий для формирования доверительных отношений родителей с педагогическим коллективом детского сада в процессе повседневного общения и специально организованных мероприятий.
5. Планирование и реализация психолого–педагогической поддержки важнейших социальных функций семьи: правовой, воспитательной, досуговой, влияющих на качество семейного воспитания.
6. Внедрение эффективных технологий сотрудничества МБДОУ с семьями в практику психолого-педагогического партнёрства, способствующих повышению потенциала взаимодоверительных и равноответственных отношений.

Сведения о целях и реализации социально-партнёрских отношений:

— открытость ДОУ социально-образовательной инфраструктуре района, посёлка;

— создание механизма взаимодействия детского сада и социума;

— повышение авторитета ДОУ среди родителей;

— повышение имиджа и рейтинга ДОУ.

МБДОУ сотрудничает с:

Управлением образованием администрации Мокшанского района
Управление образованием является учредителем МБДОУ. На базе Управления образованием проходят совещания руководителей и методические советы.

СОШ № 2 р.п. Мокшан
Организация взаимодействия образовательных учреждений по реализации образовательных программ, обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования.

Отделом культуры (РДК) 
РДК предоставляет ДОУ возможность приобщения дошкольников к культурной жизни посёлка, к ознакомлению их с социальной действительностью. ДОУ обеспечивает участие детей старшего дошкольного возраста и сотрудников ДОУ в праздничных концертах, смотрах-конкурсах, торжественных мероприятиях.

Детская районная библиотека

Библиотека предоставляет ДОУ возможность использования фонда библиотеки для организации образовательной деятельности с детьми и взаимодействия с родителями. В рамках проектов воспитанники детского сада посещают мероприятия, проводимые детской библиотекой.

ДШИ 
Совместная деятельность ДОУ и школы искусств по музыкальному развитию дошкольников и формированию у них эстетических представлений ( проводятся концерты для воспитанников детского сада, на которых выступают воспитанники детского сада и ДШИ).

ЦДТ

ЦДТ через кружковую работу предоставляет ДОУ возможность знакомить детей с декоративно-прикладным творчеством, работой фотостудии, туристического и радиотехнического кружков.

ЦРБ (детская консультация)
Медицинское, профилактическое сопровождение ДОУ, совместная работа по оздоровлению детей. Детская консультация принимает участие в проведении медико-педагогического контроля, анализа заболеваемости, диагностических данных состояния здоровья детей.

ДЮСШ 
ДЮСШ предоставляет ДОУ возможность посещения детьми тренировок и показательных выступлений в спорткомплексе, ознакомления со спортивной атрибутикой. Воспитанники МБДОУ проводят встречи с воспитанниками ДЮСШ, бывшими выпускниками детского сада, посещают спортивный зал ДЮСШ, принимают участие в соревнованиях.

Музей им. А.Г.Малышкина

Совместная деятельность по формированию у дошкольников исторических представлений, социальных навыков. ДОУ проводит экскурсии старших дошкольников в музей в течение года в соответствии с меняющейся экспозицией, использует материалы музея при проведении образовательной деятельности.

Образовательные программы учреждения

В ДОУ реализуется основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ д/с «Родничок» р.п. Мокшан, разработанная на основе ПООП «От рождения до школы» /под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

В рамках реализации основной образовательной деятельности ДОУ применяются дополнительные парциальные и авторские программы и технологии.

Парциальные программы:

1. Программа «Конструирование и ручной труд в детском саду». Л.В.Куцакова. М., Творческий Центр «Сфера», 2005.

2. «Наследие. Программа патриотического воспитания дошкольников. М.Ю. Новицкая, Е. В. Соловьева. М.: Линка-Пресс, 2003.

3. «Я-ты-мы». Программа социально-эмоционального развития дошкольников. О.М. Князева. М., «Мозаика-Синтез», 2003.

4. Программа здоровьесберегающего направления «Основы безопасности детей» под ред. Р.Стеркиной.