Образование

Реализуемый уровень образования: дошкольное образование.

Форма обучения: очная.

Нормативный срок обучения: сроки освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования регламентируются действующей лицензией на право ведения образовательной деятельности.

Язык обучения: русский.

Содержание и организация образовательного процесса детей дошкольного возраста определяется основной общеобразовательной программой дошкольного образования МБДОУ д/с «Родничок» р.п. Мокшан, разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» /под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой/ и дополнительных образовательных программ, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации, а также годовым планом работы.

Документы ДОУ по обеспечению образовательного процесса

лицензия на право ведения образовательной деятельности № 11922 от 12.07.2016 г.

свидетельство о государственной аккредитации от 31.05.2010 г.

Численность воспитанников за счёт местных бюджетных ассигнований — 65 чел.

Краткое описание реализуемой образовательной программы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок» р.п. Мокшан (далее — МБДОУ) расположено по адресу: 442370, Россия, Пензенская область, р.п. Мокшан, улица Планская, дом № 63.

Режим работы: пятидневная рабочая неделя, продолжительность пребывания детей с 07.30 до 18.00 часов. Деятельность МБДОУ организована с учетом государственных законодательных и нормативных документов, методических рекомендаций, принятых на уровне федеральных, муниципальных органов власти и локальными нормативными актами МБДОУ, регулирующими организацию работы дошкольного учреждения. В МБДОУ функционируют 6 групп: 2 группы для детей раннего возраста и 4 группы для детей дошкольного возраста общеразвивающей направленности.
Основная образовательная программа МБДОУ д/с «Родничок» р.п. Мокшан (далее — Программа) охватывает возраст детей от 1 года до 7 лет.

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования к структуре основной образовательной программы с учетом использования доработанной авторами в соответствии с требованиями ФГОС Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и направлена на создание условий социального развития дошкольников, открывая возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.), сотрудничества с взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития, на создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды. Новизна программы «От рождения до школы» определяется тем, что она является программным документом, помогающим педагогам организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Решение обозначенных в Программе целей и задач возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы, начиная с первых дней пребывания ребёнка в ДОУ.

  • обеспечивает развитие детей дошкольного возраста с учётом их психолого-возрастных и индивидуальных особенностей. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы.

Пояснительная записка раскрывает:

1. Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Достижение целей обеспечивает решение следующих задач:

1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка.
2. Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.
3. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса.
4. Творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса.
5. Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.

6. Уважительное отношение к результатам детского творчества.
7. Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
8. Соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы.

2. Принципы и подходы к формированию Программы.

Содержание образовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

В соответствии с ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ведущими принципами построения содержания являются:

· полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;

· индивидуализация дошкольного образования;

· содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

· поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

· взаимодействие с семьей в форме партнерства и сотрудничества;

· приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

· формирование познавательных интересов ребёнка через его включение в различные виды деятельности;

· возрастная адекватность (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

· учёт этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

3. Содержание психолого-педагогической работы осуществляется по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Конкретное содержание данных образовательных областей зависит от возраста детей и должно реализовываться в определённых видах деятельности:

· в раннем возрасте это предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

· для детей дошкольного возраста это игровая, включая сюжетно¬-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисования, лепки, аппликации), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

 Часть, формируемая участниками  образовательных отношений

 Пояснительная записка

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) социально-коммуникативное развитие рассматривается как одна из образовательных областей, направленных «на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе», поэтому для реализации  части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, были выбраны  следующие педагогические технологии :

  1.«Человек на родной земле», Е.Ф.Купецкова, 2015 год где представлен  материал для ознакомления дошкольников с трудом взрослых- тружеников Пензенского края. Согласно ФГОС ДО в содержание образования дошкольников должно быть включено: «…формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества…». Это возможно только при условии детального ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых.

   2.«Дорогою добра»,   Коломийченко Л.В., 2015год, где рассматриваются теоретические основы социальнокоммуникативного развития как одной из образовательных областей ФГОС ДО. В программе представлены задачи социального воспитания по разным сферам социально-коммуникативного развития (когнитивной, эмоциональночувственной, поведенческой) и содержание работы педагога с детьми. Также даются показатели социально-коммуникативного развития детей в разные возрастные периоды дошкольного детства.

3.« Первые шаги», Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова  педагогическая технология основана на современных научных представлениях о закономерностях психического развития ребенка в раннем возрасте, ведущей роли предметной деятельности и общения со взрослым. Исходными теоретическими позициями программы являются положения концепции о генезисе коммуникативной деятельности, разработанной выдающимся детским психологом М.И.Лисиной.    Программа построена на гуманистических принципах личностноориентированной педагогики, предполагающих признание самоценности каждого возрастного периода жизни человека, уважение к личности ребенка, создание условий для развития его активности, инициативности, творческого потенциала. При ее разработке авторы стремились использовать богатое наследие народной педагогики, опыт отечественных и зарубежных педагогов в области воспитания детей раннего возраста.     Программа является комплексной, так как охватывает все образовательные области, представленные в ФГОСТ ДО: познавательное, речевое, социальнокоммуникативное, художественно-эстетическое и физическое.     Программа может использоваться как самостоятельная, так и интегрироваться в другие образовательные программы.

   Актуальность выбора программ определяется образовательными потребностями и интересами детей и членов их семей, а также возможностями педагогического коллектива учреждении.

 

Цели задачи реализации педагогических технологий

 «Человек на родной земле» Цель: Помочь педагогам в организации работы по социальной адаптации детей дошкольного возраста посредством ознакомления с трудом людей, живущих на Пензенской земле. Воспитание дошкольников в духе признательности и уважения к труженикам нашего края, любви к родной земле.

Задачи:

-знакомить детей с трудовой деятельностью человека, его профессиями;

-воспитывать уважение и умение ценить труд каждого человека;

-создавать условия для возникновения у детей потребности трудиться

«Дорогою добра» Цель: Формирование базиса социальной культуры, проявляющейся в совокупности отношений (гуманного — к людям, бережного — к достояниям культуры как результатам человеческого труда, уважительного — к истории семьи, детского сада, страны, толерантного — ко всему иному в человеке: возрасту, полу, национальности, физическим возможностям и др

Задачи:                                                                                                                               — обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное отношение к его чувствам и потребностям; — поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

— наличие позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

— развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, умения детей работать в группе сверстников.

«Первые шаги» Цель: развитие целостной личности ребѐнка – его активности, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости к окружающему миру, творческого потенциала.

Задачи:

-Развитие познавательных способностей, которое в раннем возрасте реализуется в предметной деятельности детей               -Социально-коммуникативное развитие, которое применительно к раннему возрасту предполагает развитие общения со взрослыми и сверстниками, освоение культурных норм поведения                                                          -Речевое развитие, которое в раннем возрасте реализуется в общении со взрослым

-Формирование игровой деятельности детей, обеспечивающее преемственность раннего и дошкольного возраста и полноценное становление ведущей деятельности дошкольников.

—   Художественно-эстетическое развитие, направленное на приобщение детей кизобразительной, театрализованной деятельности, музыкальное развитие

— Физическое развитие в ходе освоения детьми основных видов двигательной активности, формирование навыков здорового образа жизни

Принципы и подходы к формированию

«Человек на родной земле» -доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

-наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

— демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ребенка и реализация творческих потребностей детей);

-научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

-дифференциации и интеграции – процесс интеграции проявляется в том, что усвоение происходит не отдельно, а интегрировано.

«Дорогою добра»  — научности, предполагающим отражение в предъявляемом материале основных закономерностей развития социальных объек тов

— доступности, обеспечивающим адаптацию научного знания к специфике возрастных, половых, национальных, этнических особенностей личностного развития детей дошкольного возраста; — прогностичности, ориентирующим на осознанное восприятие детьми предлагаемого содержания, на возможное его использование в качестве аргументов в объяснении своих поступков, отношений в сфере социального взаимодействия, на проявление потребностей и мотивов социально значимого и одобряемого поведения;

— последовательности и концентричности, обеспечивающим постепенное обогащение содержания различных видов социальной культуры по темам, блокам и разделам, возвращение к ранее пройденным темам на более высоком уровне формирования знаний (от элементарных представлений по отдельным признакам к обобщенным представлениям по системе существенных признаков), познание объектов социального мира в процессе их исторического развития;

— системности, предполагающим формирование у дошкольников обобщенного представления о социальном мире как системе систем, в котором все объекты, процессы, явления, поступки, переживания людей находятся во взаимосвязи и взаимозависимости; становление основ диалектического понимания социальной действительности;

— интегративности, предусматривающим возможность использования содержания социальной культуры в разных образовательных областях и его реализацию в разных видах деятельности;

— культуросообразности и регионализма, обеспечивающим становление различных сфер самосознания ребенка на основе культуры своего народа, ближайшего социального окружения, познании историко-географических, этнических особенностей социальной действительности своего региона;

— «диалога культур», ориентирующим на понимание детьми временнóй и исторической последовательности развития материальных и духовных ценностей, взаимопроникновения и дополняемости культур разных народов.

«Первые     шаги»    — принцип развития. Развитие понимается как появление у ребенка нового отношения к миру, себе и другим людям, новых способностей, интересов и побуждений к действию, освоение новых способов деятельности.

— принцип самоценности раннего возраста, его полноценное проживание. Каждый период детства рассматривается не как подготовка к будущей жизни, а как настоящая, самобытная, неповторимая жизнь.

— принцип деятельности. Решение образовательных задач в детском возрасте должно опираться на характерные для каждого возрастного этапа виды детской деятельности и общения со взрослым.

— Опора на игровые методы – один из важных принципов программы «Первые шаги».

– принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, который реализуется в личностно-ориентированном взаимодействии взрослых с детьми.

— Принцип поддержки инициативы детей в разных видах деятельности.

– принцип полноты содержания образования. Требования ФГОС ДО к содержанию образования детей предполагают обеспечение условий для всестороннего развития ребенка.

— принципом интеграции содержания образования.

— принципа преемственности, заложенного в современной Концепции непрерывного образования.

-Принцип сотрудничества Организации с семьей

Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики  особенностей  развития детей дошкольного возраста.
Педагогичемкие технологии   учитывают возрастные особенности усвоения программного материала у детей 1,6 -7 лет.

Все больший интерес ребенка направлен на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравниваются со своими собственными. Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями с окружающими, сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы личности ребенка- дошкольника.

Развитие произвольности и волевых качеств позволяет ребенку целенаправленно преодолевать определенные трудности, специфичные для дошкольника. В сюжетно-ролевых играх дети осваивают сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию.

При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. При правильном педагогическом подходе у детей формируются социально-коммуникативные способности.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться  воображение. Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным.

К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе:

— увеличивается устойчивость непроизвольного внимания;

-увеличивается объем памяти, что позволяет непроизвольно запоминать достаточно большой объем информации;

— воображение становится более логичным и последовательным;

— увеличивается словарный запас и существенно повышаются возможности детей понимать значения слов; — активно развивается монологическая речь и речь

— рассуждение;

— совершенствуется и усложняется техника рисования;

— совершенствуется культура движений, техника выполнения основных движений и спортивных упражнений;

— совершенствуются и обогащаются певческие навыки, умения игры на детских музыкальных инструментах, танцевальные умения, музыкальное исполнительство.

Планируемые результаты освоения детьми образовательной программы

К семи годам при успешном освоении технологии ребенок имеет представления о родном крае, родной стране, родной природе, родной культуре, умеет общаться со сверстниками, у него сформированы основные  правила поведения, обеспечивающие сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.

Оценка индивидуального развития детей производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

Воспитатели в конце учебного года проводят мониторинг по программе. Результаты помогают воспитателям выявить недостатки в работе и вовремя их

 Планируемые результаты педагогической технологии «Человек на родной земле»:

-знает названия некоторых пензенских предприятий;

-знает названия многих профессий (до 10-15);

-может рассказать о содержании труда родителей;

-знает  могут рассказать о пользе человеческого тура, о его нравственной стороне;

-может назвать качества личности, характеризующие человека той или иной профессии;

-может рассказать о труде работников сельского хозяйства;

-может сформулировать ответы о выборе профессии, об отношении к труду.

Планируемые результаты педагогической технологии «Первые шаги »:

В результате освоения технологии ребенок к трем  годам:  Интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, с удовольствием исследует их свойства. Проявляет настойчивость в достижении результата своих действий.

Проявляет самостоятельность в бытовых и игровых действиях. Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчѐски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания.

Владеет активной и пассивной речью, включѐнной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых. Знает названия окружающих предметов и игрушек.

Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях. Появляются короткие отобразительные игры, в которых малыш воспроизводит действия взрослого. Возникают первые игровые замещения.

Проявляет интерес к сверстникам; с удовольствием наблюдает за их действиями и подражает им, взаимодействие с ровесниками окрашено яркими эмоциями.

Любит слушать стихи, песни и короткие сказки, рассматривать картинки, двигаться под музыку. Появляется живой эмоциональный отклик на

эстетические впечатления.

С удовольствием двигается, ловко встраивается в пространство, стремится осваивать различные виды движения (бег, подпрыгивание, лазанье, перешагивание, и пр.).

Планируемые результаты педагогической технологии «Дорогою добра»:

Определяютяся результататами педагогической диагностики (мониторинга) В пункте 3.2.3 ФГОС ДО отмечается, что при реализации Основной образовательной программы педагогические работники могут проводить оценку индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).  В ходе педагогической диагностики изучаются, сравниваются, анализируются и прогнозируются различные аспекты социального воспитания с целью его дальнейшего совершенствования, обоснования значения его результатов для решения образовательных задач. В связи с тем что целевые ориентиры, заложенные во ФГОС ДО, не подлежат непосредственной оценке и не служат основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей, возникает необходимость конкретизации основных параметральных характеристик (показателей, критериев, уровней) социально-коммуникативного развития дошкольников, образование которых осуществлялось по программе «Дорогою добра». Результат реализации программы «Дорогою добра» — вполне определенный для каждого возрастного этапа уровень социально-коммуникативного развития, достижение которого может быть продиагностировано по показателям когнитивной («знаниевой»), эмоционально-чувственной и поведенческой сфер. Показатели социально-коммуникативного развития представлены в соответствии с программой по каждому возрастному периоду: — в когнитивной сфере — знания программы, представленные в разном качестве (первоначальные, дифференцированные или обобщенные представления — понятия); — эмоционально-чувственной сфере — интерес к изучаемому материалу, общению с людьми разного возраста, пола, национальности, эмпатийные переживания; — поведенческой сфере — конкретные способы взаимодействия с другими людьми, умения отражать имеющиеся представления в разных видах деятельности. Каждый из обозначенных показателей имеет свою степень проявления, которая отслеживается по определенным критериям. Они различаются по сферам личностного развития: в когнитивной сфере — объем и глубина усвоенной по программе информации, способность к аргументированию, осознанность знаний; эмоционально-чувственной сфере — устойчивость, ситуативность проявления интересов и потребностей, адекватность эмоциональных проявлений; когнитивной сфере — устойчивость поведенческих реакций, самостоятельность, инициированность их проявлений. Соотношение показателей и критериев их проявления позволяет определить уровни социально-коммуникативного развития детей в каждом возрастном периоде.

Взаимодействие с семьями воспитанников

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие» и «социальное партнерство». Сотрудничество — это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Социальное партнерство — особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития. (И.А.Хоменко)

Целью взаимодействия является создание единого образовательного пространства «детский сад — семья», обеспечивающего целостное развитие личности дошкольника, через организацию взаимодействия МБДОУ с семьями воспитанников на основе социального партнерства.

Для реализации данной цели решаются следующие задачи:

1. Создание нормативно-правового обеспечения взаимодействия МБДОУ и семьи на основе законодательных актов федерального, регионального и муниципального уровней.
2. Повышение профессиональной компетентности педагогов МБДОУ по вопросу взаимодействия с семьями воспитанников на основе социального партнерства.
3. Сбор и анализ сведений о родителях (законных представителях) и детях, изучение семей, их трудностей и запросов; выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения.
4. Создание условий для формирования доверительных отношений родителей с педагогическим коллективом детского сада в процессе повседневного общения и специально организованных мероприятий.
5. Планирование и реализация психолого–педагогической поддержки важнейших социальных функций семьи: правовой, воспитательной, досуговой, влияющих на качество семейного воспитания.
6. Внедрение эффективных технологий сотрудничества МБДОУ с семьями в практику психолого-педагогического партнёрства, способствующих повышению потенциала взаимодоверительных и равноответственных отношений.

Сведения о целях и реализации социально-партнёрских отношений:

— открытость ДОУ социально-образовательной инфраструктуре района, посёлка;

— создание механизма взаимодействия детского сада и социума;

— повышение авторитета ДОУ среди родителей;

— повышение имиджа и рейтинга ДОУ.

МБДОУ сотрудничает с:

Управлением образованием администрации Мокшанского района
Управление образованием является учредителем МБДОУ. На базе Управления образованием проходят совещания руководителей и методические советы.

СОШ № 2 р.п. Мокшан
Организация взаимодействия образовательных учреждений по реализации образовательных программ, обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования.

Отделом культуры (РДК) 
РДК предоставляет ДОУ возможность приобщения дошкольников к культурной жизни посёлка, к ознакомлению их с социальной действительностью. ДОУ обеспечивает участие детей старшего дошкольного возраста и сотрудников ДОУ в праздничных концертах, смотрах-конкурсах, торжественных мероприятиях.

Детская районная библиотека

Библиотека предоставляет ДОУ возможность использования фонда библиотеки для организации образовательной деятельности с детьми и взаимодействия с родителями. В рамках проектов воспитанники детского сада посещают мероприятия, проводимые детской библиотекой.

ДШИ 
Совместная деятельность ДОУ и школы искусств по музыкальному развитию дошкольников и формированию у них эстетических представлений ( проводятся концерты для воспитанников детского сада, на которых выступают воспитанники детского сада и ДШИ).

ЦДТ

ЦДТ через кружковую работу предоставляет ДОУ возможность знакомить детей с декоративно-прикладным творчеством, работой фотостудии, туристического и радиотехнического кружков.

ЦРБ (детская консультация)
Медицинское, профилактическое сопровождение ДОУ, совместная работа по оздоровлению детей. Детская консультация принимает участие в проведении медико-педагогического контроля, анализа заболеваемости, диагностических данных состояния здоровья детей.

ДЮСШ 
ДЮСШ предоставляет ДОУ возможность посещения детьми тренировок и показательных выступлений в спорткомплексе, ознакомления со спортивной атрибутикой. Воспитанники МБДОУ проводят встречи с воспитанниками ДЮСШ, бывшими выпускниками детского сада, посещают спортивный зал ДЮСШ, принимают участие в соревнованиях.

Музей им. А.Г.Малышкина

Совместная деятельность по формированию у дошкольников исторических представлений, социальных навыков. ДОУ проводит экскурсии старших дошкольников в музей в течение года в соответствии с меняющейся экспозицией, использует материалы музея при проведении образовательной деятельности.